Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 189

Те. кто упражняется в воинском искусст­ве. заботятся о поз® и уповают не фи­зическую силу... По прошествии времени их тело становится твердым, как металл или камень, стойка прочной, как гора Тайшань; вступив в поединок, они прыга­ют вверх, как лежащий дракон устрем­ляется в небеса, и бросаются вниз, словно молния ударяет в землю... Те. кто постигает искусство Дао, на пер­вое место ставят опустошенность... Хотя они принимают всевозможные позы, но никогда не отходят от срединного состоя­ния. движения свои направляют волей, а раскрытия силы достигают через дух. Го­ворят: °В кулаке нет кулака, в воли нет воли: в отсутствии воли таится подлинная воля». Когда в сознании нет сознания, сознание пусто. Когда в себе нет себя, собственное «я пусто. Вот что имел в виду Шакьямуни. когда говорил: «Пустое, а не пусто, не пустое, а пусто — вот под­линная пустота...®

Сюэ Дянь. «Истинный смысл ку­лачного искусства». 1934 г.

есть секрет духовного совер­шенства в китайской традиции. Для обладающего сверхчувстви­тельным духовным видением мир во всем разнообразии его природ­ных форм свидетельствует о жизни, осознанной до последней детали и, следовательно, о полноте че­ловеческого присутствия. Но этот мир предстает, в сущности, экраном, или де­корумом реальности Дао; он призван не выявлять, а скрывать.

Культура в свете символической глу­бины образов оказывается иллюзорным, хотя и неустранимым покровом творчес­кой воли, дающей жизнь традиции. Кру­говое движение типовой формы от Бес­предельного к Великому Пределу и обратно обеспечивало посредование между природой и культурой. Неразли­чение первозданного хаоса и хаоса эсте тизированной жизни, «пустоты» и «фор­мы» — последнее слово китайской традиции. Тождество того и другого оп­равдывалось не дискурсивным знанием, а скорее фигурой иронии — этого знака беспредельной предельности и сходст­ва несходного. Гибель т радиции в Китае означала отождествление нормативных форм культуры не с действием творчес­кой воли, а с их предполагаемыми про­тотипами в окружающем мире.