Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 137

Торговцы занимали низшую ступень в ряду «четырех классов народа». В древности они под­вергались разного рода унизи­тельным ограничениям — от запрета ездить в колясках до запрета по­ступать на службу. Купцы всегда находились под подозрением двора как люди, наживающиеся на труде простых людей, но все же они не считались вовсе бесполезными для общества, поскольку способство­вали «обращению товаров в Поднебесной». В эпоху позднего Средне­вековья торговый капитал приобрел в китайском обществе немалое влияние, семьи богатых купцов (и помещиков) стали подлинной опо­рой власти Тем не менее торговцы тоже не были самостоятельной политической силой и употребляли свой капитал на непроизводи­тельные цели: покупку земли и почетных титулов, классическое об­разование для своих детей и просто роскошную жизнь.

Смычка торгового капитала и бюрократии — характерная особен­ность политических режимов Китая и в XX веке

Семья

Термин «семья» в китайской грамоте обозначается иероглифом цзя, который графически представляет собой сочетание знаков «крыша дома» и «свинья». Таким образом, идеографическая этимоло­гия хорошо передает экономическое н ритуальное значение семьи в Китае: редкий крестьянин не держал в своем доме свиней, и та же свинья была у китайцев главным жертвенным животным, благодаря которому в дни семейных празднеств осуществлялось общение жи­вых с умершими предками. Так в слове цзя отобразились важнейшие признаки семьи: родство по крови или браку, общность имущества, хозяйственная и культовая самостоятельность.

Народная поговорка

Чиновники выхолят из народа, а народ выходит из земли.

В К)п ае издавна преобладала малая семья. В императорскую эпоху, судя по данным официальной статистики, численность средней семьи составляла 56 человек. Обследование, проведенное в 1929 г., дало ци­фру в 5,2 человека, причем от 63 до 70 % обследованных семей включа­ли" в себя только родителей и их детей Это несколько расходится страдиционным и освященным авторитетом конфуцианской мудрости идеалом семьи, в которой представителям по меньшей мере трех по­колений полагалось, как говорили в Китае, «жить под одной крышей» и даже «питаться из одного котла». Подобные расширенные семьи, включавшие в себя дружеские пары трех пли даже четырех поколе­ний, на практике были чрезвычайно редки и считались образцовыми.