Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 138

Структуру и трансформацию китайской семьи определяла необ­ходимость, с одной стороны, обретения экономической самостоя­тельности, отвечавшей интересам супружеской пары, а с другой — сохранения преемственности по мужской линии. Традиционный ук­лад в Китае можно рассматривать в целом как набор средств, при­званных обеспечить примирение этих двух противоречивших друг другу принципов семейной жизни, Двойственный характер семейной организации в Китае засвидетельствован, в частности, сосуществова­нием в каждой семье и культа предков, в котором воплощалась общ­ность происхождения ее членов по мужской линии, и культа бога очага—Цзаошэня, отражавшего хозяйственную автономность семьи (заметим, что домашний бог очага, согласно китайским верованиям, был непосредственно подчинен верховному божеству народного пантеона — Яшмовому императору). Хотя поклонение предкам в дни больших праздников было прерогативой старшего мужчины в семье, рутинные подношения на домашнем алтаре — например, возжигания курительных палочек и свечей — были обычно обязанностью жен­щин, что объяснялось, вероятно, нежелательностью слишком тес­ных контактов мужчин с душами их предков.

йОсновной формой семьи, как уже отмечалось, была двухпоколен ная малая семья. Женитьба одного из сыновей влекла за собой обра _

зование сложной семьи, объединявшей представителей уже трех по­колений. Наконец, при благоприятных обстоятельствах сложная семья могла разрастись в расширенную семью, состоявшую из роди­телей, женатых сыновей и внуков вместе с их потомством. Отдель­ные малые семьи в рамках такой семьи занимали различные секции родительского дома — так называемые фан. Раздел расширенной се­мьи приводил к появлению нескольких самостоятельных малых се­мей, как простых, так и сложных. Эти семьи, однако, попрежнему были связаны многими зримыми знаками единства. Их члены регуляр­но наносили друг другу визиты, оказывали материальную помощь, со­блюдали траур по умершим родственникам, совместно праздновали встречу Нового года.