Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 201

Жизнь человека между Некем и Землей мимолетна, как полет мухиоднодневки, но каждый из людей страшится уйти из этого мира, не оставив о севе памяти. Почему так? Ла потому, что они хотят оставить после сеея нечто нетленное. А нетленное — это только иметь свое имя занесенным на бамбук и шелк. Ибо тогда люди, пришедшие после них. могут, раз­вернув исписанные свитки, встретиться в своем воображении с мудрецами древних времен и. не покидая своего дома, обо­зреть жизнь тысячи поколений. Встретив пример, достойный подражания, они по­стараются стать лучше, а встретив об­разчик низости, постараются узнать, нет ли и в них того же. Вот из чего происте­кает великая польза истории.

Лю Чжицзи. VIII в.

Башня, воздвигнутая в тиичять об историке Сыма Гуане. Эпоха Мин

основным и 13 дополнительным рубрикам. В XI в. Сыма Гуан создал всеобщую историю в виде хроники. Но ни Лю Чжицзи, ни Сыма Гуан не смогли преодолеть традиционное морализаторское отношение к истории и, в частности, трактовку истории как постепенного забве­ния мудрости древних.


В позднее Средневековье, по мере усиления в китайской мысли критической струи, возникает несколько новых исторических кон­цепций. Одна из самых интересных принадлежит историку XVIII в. Чжан Сюэчэну. Чжан Сюэчэн заявлял, что общественное устройство являет зримое воплощение принципов Дао. Прообразом Великого Пути для Чжан Сюэчэна было «пребывание трех людей под одной крышей», что предполагало разделение труда и взаимопомощь меж­ду работниками. Древние творцы цивилизации претворяли «небес­ную истину», но сами учились у обыкновенных людей, живущих спон­танно и естественно. Таким образом, Чжан Сюэчэн совершенно стирает грань между общественной жизнью и «небесной истиной»; практика для него есть лучшая теория. Свое кредо историка Чжан Сюэчэн выразил в следующих словах: «Путь яснее и лучше можно вы­разить в делах, нежели в пустых словах». Стремление Чжан Сюэчэна свести смысл истории к единичному событию вполне традиционно и для китайской историографии, и для китайской мысли вообще.