Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 206

История человечества знает немало примеров, когда в пустыне по­литического упадка и хаоса распускались цветы духовного творчества. Если здесь есть своя закономерность, период III—VI вв.—«темных веков» китайской истории—лишний раз ее подтверждает. Яркие достижения философской мысли, поэзии и всех видов искусства от живописи до ар­хитектуры составляют примечательнейшую черту этой эпохи, назван­ной японским синологом Ё. Кавакацу «блестящими темными веками».

Главное течение интеллектуальной жизни той эпохи представлено традицией «ученыхчиновников», которые приобрели черты сословия родовитой знати и впервые в китайской истории стали четко отделять себя от государственной власти. Самым известным ее памятником яв­ляется книга «Новое изложение рассказов, в свете ходящих» (434 г) — сборник остроумных изречений и забавных историй из жизни кумиров ученой элиты того времени. Умонастроению новой эпохи свойственна некая внутренняя раздвоенность, связанная с тем, что служилая арис­тократия пребывала в тисках двойной отчужденности — от бюрокра­


тического государства военных клик и от собственных патриархальных идеалов. «Наша жизнь нам не принадлежит», «все видимое — только мертвые следы ушедшего», — утверждала рожденная ею новая фи­лософия, умозрительная и фаталистическая. «Людская жизнь — все равно что роса и пыль», — возвещала новая лирика, почти целиком элегическая. Пафос аристократической культуры заключался в пре­одолении «мира пыли и грязи», как называли аристократы земную жизнь, ради вершин чистого творчества. «Новое изложение рассказов, в свете ходящих» отображает этот порыв к духовной свободе: в нем тон задают непринужденная шутка, острое словцо, красивый афо­ризм, чуждые резонерства и нравоучительности. Стремление аристо­кратов «пребывать вне вещей» не ограничивалось их внутренним ми­ром, но имело и зримые признаки. Демонстративное пренебрежение повседневными делами и обязанностями, отрешенность от житейской суеты считались обязательным атрибутом «славного мужа». В кругах знати было принято шокировать общество распущенными волосами, неприличным платьем (практиковался даже нудизм), пристрастием к вину и т.п. Вошло в моду употребление порошков, оказывавших нар­котическое действие. В VI в. ученый Янь Чжитуй изображал аристокра­тов людьми, которые целыми днями прихорашиваются перед зерка­лом, пудрясь и выщипывая волоски, а «входя и выходя с отрешенным видом, стараются казаться бессмертными небожителями».