Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 211

Дальнейшее развитие неоконфуцианской мысли связано с именами учеников Чжоу Дуньи, братьев Чэн И и Чэн Хао, которые придали кон­фуцианскому идеалу «человечности» космологический смысл, а во гла­ву угла своей космологии поставили понятие «небесного принципа» (ли). Целью познания братья Чэн объявили «постижение принципа каждой вещи», а средством достижения этой цели — изучение конфу циансюк канонов, практические наблюдения и внутреннее созерцание, так называемое «сидение в покое» (цзин цзо). Чэн И и Чэн Хао ввели в обиход новый свод конфуцианских канонов, так называемое «Четверо книжие» (в него вошли «Беседы и суждения», трактат «Мэнцзы» и гла­вы «Великое Учение», «Середина и Постоянство» из древнего канона «Записки о ритуале»). В трактате «Великое учение» они нашли описание пути конфуцианского подвижничества, которое начинается с «изуче­ния вещей», осуществляется в жизни человека посредством «исправле­ния себя» и находит завершение в «умиротворении Поднебесной».

Систематизатором и главным идеологом официальной линии не­оконфуцианства стал Чжу Си (1130—1200), соединивший филосо­фию братьев Чэн с моралистической космологией Чжоу Дуньи и Чжан Цзая. Проблему преемственности человека и космоса Чжу Си решал с помощью дуалистической концепции человеческой приро­ды Он утверждал, что в челове­ке сосуществуют собственно «че­ловеческое сознание» (жэнь синь), движимое субъективными желаниями, и «небесное созна­ние» (тянь синь), соответствую­щее непорочной чистоте духа Человек призван устранить свое «человеческое» сознание и вы­явить в себе «небесную природу», добиваться же этого следовало путем постепенного расширения своих знаний и одновременно — своей сознательности. Небесная природа, согласно Чжу Си, соответ­ствовала полной «усредненносги», или «выверенности» (чжун) всех душевных движений. Чжу Си предлагал блюсти разумную меру в сво­их чувствах и желаниях. Например, голод и жажда, согласно его разъ­яснениям, соответствуют «небесной природе», чревоугодие же или пьянство — вредные излишества.